Прокуратура информирует
29.08.2022
Информация прокуратуры
Бесплатная медпомощь в любом регионе страны.
На всей территории России по полису обязательного медицинского страхования вам окажут помощь, указанную в базовой программе обязательного медицинского страхования.
Неотложную помощь или экстренную госпитализацию можно получить бесплатно даже без полиса, а в регионе, в котором вы застрахованы, можете получить медпомощь в расширенном объеме – в рамках территориальной программы ОМС.
Быстро узнать, подпадает ли ваш случай под ОМС, можно, позвонив в вашу страховую компанию.
В базовую программу входит медпомощь при: травмах, отравлениях; расстройстве питания и нарушения обмена веществ; беременности, родах; болезнях органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки; костно-мышечной системы и соединительной ткани; и др. Подробнее – в ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.
Если в медорганизации вам отказывают в помощи, обратитесь к заведующему отделением или руководителю медорганизации. Также вы можете позвонить по горячей линии вашей страховой компании. Ее номер, как правило, указан в самом полисе.
Еще один номер, который стоит запомнить, – горячая линия Росздравнадзора по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья: 8 800 550 99 03.
Когда вы меняете место жительства, необходимо сообщить о переезде в местный филиал вашей страховой компании. А если у вашей страховой нет филиала в городе, в который вы переехали, то нужно обратиться в любую другую компанию, которая страхует граждан по ОМС.
Внесены изменения в закон о лизинге.
Вступил в законную силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 265-ФЗ «О внесении изменений в статью 381 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)».
Федеральный закон направлен на смягчение для участников лизингового рынка негативных экономических последствий повышения ключевой ставки Банка России.
В этих целях Федеральным законом предусматривается, что при увеличении размера лизинговых платежей в период с 24 февраля по 31 декабря 2022 года в связи с повышением ключевой ставки Банка России или по ряду иных причин лизингополучатель вправе осуществить выкуп предмета лизинга без применения к нему мер ответственности за досрочное расторжение договора лизинга.
Право на досрочный выкуп предмета лизинга в соответствии с Федеральным законом предоставляется лизингополучателю только в случае, если стороны договора лизинга являются резидентами Российской Федерации.
Внесены изменения в законодательство, снижающее административную нагрузку на субъекты хозяйственной деятельности.
С 25.07.2022 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на снижения нагрузки на бизнес.
Главным нововведением стало закрепленное законом правило, по которому возбуждение дела об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, возможно только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом и оформления их результатов.
Исключение составляет только необходимость применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (изъятие вещей, арест товаров, транспортных средств, временный запрет деятельности).
Общим правилом для всех привлекаемых к административной ответственности лиц теперь стала замена штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы его причинения.
Назначение административного штрафа за совершение административного правонарушения, выявленного в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществляется в минимальном размере при наличии смягчающих обстоятельств в виде предотвращения вредных последствий правонарушения и добровольного возмещения причиненного ущерба (устранения причиненного вреда).
С 1 месяца до 6 увеличивается возможная продолжительность рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания.
Для должностных лиц, непосредственно участвовавших в проведении контрольного (надзорного) мероприятия и возбудивших дело об административном правонарушении, введен запрет на рассмотрение указанными лицами дел о таких правонарушениях.
За жестокое обращение с животным предусмотрена уголовная ответственность.
Предметом посягательства являются животные вне зависимости от форм собственности на них и их отнесения к категории диких или домашних.
Жестокое обращение с животным – это обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями).
Также к жестокому обращению с животными относится нарушение требований к их содержанию либо неоказание владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.
Санкция ч. 1 ст. 245 Уголовного кодекса РФ в качестве максимального наказания предусматривает лишение свободы сроком до 3 лет.
Если преступление совершено группой лиц либо с использование садистских методов – особо изощренное жестокое обращение с животными (мучительное умерщвление, пытки, истязания и т.п.), а также в присутствии детей, не достигших возраста 14 лет или с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации интернете виновному лицу может быть назначено лишение свободы сроком до 5 лет.
Законодателем приняты поправки, позволяющие наследникам оспорить в судебном порядке запись об отце ребенка.
Федеральный закон от 04.08.2022 № 362-ФЗ «О внесении изменения в статью 52 Семейного кодекса Российской Федерации» направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2021 г. № 4-П.
Высшим судебным органом установлено, что отсутствие у граждан возможности требовать аннулирования записи акта об установлении отцовства, сделанной с нарушениями требований закона, в том числе с целью защиты наследственных прав, может иметь неоднозначные юридические последствия.
С целью устранения такой правовой неопределенности Федеральным законом устанавливается, что запись об отце ребенка в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации, может быть оспорена в судебном порядке по требованию наследника лица, записанного в качестве отца ребенка. Соответствующее требование может быть удовлетворено в случае нарушения положений указанного пункта, в том числе если такая запись произведена на основании подложных документов либо без свободного волеизъявления лица, отцовство которого было установлено во внесудебном порядке.
Законодательные поправки начали действовать с 15 августа 2022 года.
Как защитить себя от недобросовестных коллекторов?
В телефонном разговоре коллектор обязан сообщить должнику наименование кредитора, коллекторской организации, а также свои фамилию, имя, отчество.
При личной встрече с коллектором необходимо попросить предъявить документ, удостоверяющий личность, доверенность, подтверждающую его полномочия и копию свидетельства о внесении сведений о коллекторской организации в государственный реестр.
Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания.
Ограничивается частота взаимодействия коллекторов с должником: личные встречи допустимы не более 1 раза в неделю; телефонные переговоры – 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц; телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи – 2 раза в сутки, 4 раза в неделю, 16 раз в месяц.
Коллектор не имеет права изымать имущество граждан. В случае превышения своих полномочий, а также нарушения законодательства о защите прав и законных интересов граждан при осуществлении коллекторской деятельности коллекторы могут понести административную и уголовную ответственность.
В случае нарушения прав, граждане вправе подать жалобу на действия коллекторов в любой правоохранительный орган, а также обжаловать действия коллекторов в органах прокуратуры или в судебном порядке.
Об административной ответственности за нарушения законодательства в ходе избирательной кампании
В связи с проведением дополнительных выборов депутата муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Южно-Приморский шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 5 прокуратура разъясняет, что главой 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена ответственность за нарушения законодательства в ходе избирательного процесса.
Например, статьями 5.10, 5.11, 5.12 КоАП РФ предусмотрены административные наказания за нарушения законодательства при проведении предвыборной агитации.
Так, административное правонарушение может выражаться:
- в проведении предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах;
- проведении предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, либо привлечении к ее проведению лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, либо в формах и методами, которые запрещены законом;
- изготовлении, распространении или размещении агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах.
Кроме того, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.14 КоАП РФ за умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам.
Выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня для предоставления ему возможности проголосовать вместо другого избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа по ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ в размере 30 тысяч рублей.
За получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня для участия в голосовании вместо другого избирателя, или для участия в голосовании более одного раза в ходе одного и того же голосования, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, также предусмотрен административный штраф по ч. 2 ст. 5.22 КоАП РФ в размере 30 тысяч рублей.
Вмешательство в осуществление избирательной комиссией полномочий, установленных законодательством о выборах, повлекшее нарушение установленного законом порядка работы избирательной комиссии, либо создание помех участию избирателей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 5.69 КоАП РФ. Санкция указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 до 50 тысяч рублей.
Подписан закон о запрете лицам с судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления работать в такси и заниматься пассажирскими перевозками.
Федеральным законом от 11.06.2022 № 155-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Теперь к трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо подвергающиеся уголовному преследованию за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с УК РФ к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям, а также за преступления, предусмотренные законодательством другого государства – члена Евразийского экономического союза, соответствующего вышеуказанным преступлениям.
Также к трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо подвергающиеся уголовному преследованию за преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с УК РФ к тяжким и особо тяжким преступлениям, а также за преступления, предусмотренные законодательством другого государства – члена Евразийского экономического союза, соответствующего вышеуказанным преступлениям.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Правовой режим самозанятых распространен на граждан Донецкой и Луганской Народных Республик и Украины.
Граждане Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик смогут встать на учет в налоговом органе РФ в качестве самозанятых и воспользоваться специальным налоговым режимом «Налог на профессиональный доход».
Данный налоговый режим вправе применять физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, в отношении деятельности, при осуществлении которой они не имеют работодателей и не привлекают наемных работников по трудовым договорам.
Этот режим дает самозанятым право легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме.
Для специального налогового режима ставка налога зависит от источника дохода налогоплательщика.
В отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав): физическим лицам - ставка составляет 4 %; индивидуальным предпринимателям - 6 %.
Встать на учет или сняться с него они смогут через: личный кабинет налогоплательщика, Единый портал госуслуг, многофункциональный центр (МФЦ), банк, уполномочив его на представление в налоговый орган заявления об их постановке на учет или снятии с учета.
Использовать режим можно в отношении доходов в размере не более 2,4 млн. рублей в год (200 тыс. рублей в месяц). Основание - Федеральный закон от 28.06.2022 № 206-ФЗ.
Изменения вступили в силу с 29.07.2022.
Что такое сокращение штата сотрудников в компании?
В соответствии со статьей 81 Трудового кодекса РФ решение о начале процедуры сокращения относится к исключительной компетенции работодателя.
Работодатель при возникновении вопросов должен обосновать необходимость сокращения штата сотрудников.
Критерии, по которым определяется перечень сотрудников, которые обладают преимущественным правом при сокращении, определяются самим работодателем.
Одними из таких критериев являются производительность труда, квалификация и социальное положение работников.
Так, преимущественным правом обладают сотрудники, имеющие большую производительность труда и квалификацию перед другими.
В случае равных способностей работников предпочтение отдается семейным сотрудникам, работникам, в семьях которых нет людей с самостоятельным заработком.
Преимущественное право учитывается при сокращении штатной численности сотрудников. При сокращении должностей преимущественное право учитываться не будет.
Как правило, процедура сокращения штата выглядит следующим образом: - издается приказ о сокращении штата сотрудников; - утверждается новое штатное расписание; - уведомляются работники, попадающие под сокращение, центр занятости и профсоюз; - работникам, подпадающим под сокращение, предлагаются другие вакансии; - производится процедура увольнения.
За незаконное увольнение сотрудников работодатель несет административную, материальную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.