Достопримечательности
Преимущества
Фотогалерея
Петергофская дорога и её достопримечательности
Петергофское шоссе, пересекающее район с востока на запад, проходит по старой Петергофской трассе. В XVII веке вдоль южного берега Финского залива пролегала небольшая Приморская дорога. Пользовались ею изредка. Но после основания Петербурга ситуация изменилась.
В 1711 г., после переезда царского двора в Петербург, на Петергофской дороге начинается оживленное строительство загородных усадеб. Среди владельцев усадеб тех времен В. Д. Олсуфьев, В. Д. Кормчин, У. А. Синявин, вдова царевича Иоанна Прасковья Федоровна.
До середины XVIII века жизнь Петергофской дороги шла своим чередом. Имения иногда перестраивали, продавали или передавали по наследству. В 1762 году Петергофская дорога становится ареной переворота, приведшего к власти императрицу Екатерину II.
Ещё Петр I хотел превратить Петергофскую дорогу в парадный въезд в город. Эту задумку успешно осуществила Екатерина II. Над проектами дворцов и парков трудились лучшие мастера России и Европы. В усадьбах проводились балы с иллюминацией, пышные приемы, в лесах и на взморье - грандиозные охоты. Императрица охотно посещала своих придворных, проезжая в собственные резиденции. Здесь решались судьбы государства и разворачивались важнейшие драмы эпохи. Петергофскую дорогу во времена Екатерины II часто сравнивали с дорогой из Парижа в Версаль.
Именно с приходом Екатерины II к власти начинается «золотой век» Петергофской дороги: почти сто последующих лет здесь концентрируется вся загородная жизнь российского высшего света. В царствование Екатерины II роскошная жизнь входит в моду, и наличие загородной резиденции становится обязательным не только для знати, но и для любого приближенного ко двору. Петергофская дорога отстраивается заново, усердием искусных мастеров становится великолепным ожерельем парков и усадеб. История донесла до нас некоторые из по¬строек и парков второй половины XVIII века. Среди них усадьба А.Г.Демидова, хозяева которой принадлежали к знаменитому роду промышленников.
История усадьбы Новознаменка
Ещё одна из сохранившихся усадеб - Новознаменка. В начале-1750-х-гг.на этой земле по проекту A. Ринальди строится великолепный усадебный ансамбль для вице-канцлера Михаила Воронцова. Затем имение переходит во владение шталмейстера двора Александра Нарышкина, впоследствии директора Императорских театров, мецената, человека разносторонне образованного и склонного к роскошной жизни. На даче Нарышкина нередко давались спектакли, устраивались праздники, поражавшие пышностью и великолепием, выступления хоров и прекрасного крепостного оркестра роговой музыки.
В 1829г. имение перешло во владение семейства Мятлевых. они и дали усадьбе имя «Новознаменка». Новые владельцы в силу своих вкусов и возможностей продолжили коллекционирование культурных ценностей. В Новознаменке формируется художественное собрание, включавшее в себя работы Рафаэля, Пуссена, Верне, Соларно, множественное исторических реликвий, а также коллекции античных камей и автографов, богатейшее собрание ценного оружия.
Библиотека имения насчитывала 18 000 наименований - в основном это были старинные французские издания.
Для хранения коллекции и библиотеки был построен «Готический дом», также сохранившийся до нашего времени.
В XVIII в. заложен парковый ансамбль усадьбы. Парк возделывался с любовью и усердием: саженцы и скульптуры заказывались за границей, работами руководили лучшие европейские садовники. Сохранилось описание парка М. И. Пыляевым: «Большой сад на даче Мятлева посейчас сохраняет характер французских пышных парков: вьются здесь излучистые дорожки, тянутся бесконечные перспективы, возвышаются на газонах площадки, где виднеются мраморные статуи, окруженные лабиринтом из фантастически перепутанных деревьев и кустов. Есть гроты, беседки, мостики».
Новознаменка оставалась местом притяжения для деятелей культуры и в XIX веке.
Продолжались театральные представления, балеты, концерты. В 1866 г. Петр Ильич Чайковский написал в Новознаменке симфонию «Зимние грезы».
В конце XIX в. имение Мятлевых было выкуплено в казну и передано в собственность «Попечительства императрицы Марии Алексеевны о слепых», которое устроило в нем лечебницу для душевнобольных привилегированного класса. Новые больничные здания располагались на территории Верхнего парка, на береговой террасе.
Во время Великой Отечественной войны усадебный комплекс Новознаменки (включавший в себя еще несколько усадеб, при¬соединенных к Новознаменке позднее) был почти разрушен. Восстановительные работы коснулись только центрального здания ансамбля. Облик дворца восстановлен под руководством архитектора М. М. Плотникова в 1957-1960 гг. Пруды Верхнего парка стали частью квартала Сосновая Поляна.
Нижний парк был перепланирован, но сохранил большую часть прудов и проток. Новознаменка остается одной из важных архитектурных доминант Петергофской дороги.
Во второй половине XIX века в жизни Петергофской дороги начинается новый этап. После отмены в 1861 г. крепостного права быстрыми темпами растут промышленные и транспортные предприятия, линии связи. Петербург охватывает новое кольцо заводов и фабрик.
Строится Путиловский завод, один из лидеров тяжёлой промышленности Российской империи. Рядом располагаются предприятия помельче.
Вскоре на Петергофской дороге и в ее окрестностях селится новая волна жите¬лей - это дачники. Леса, парки имений разделяются и сдаются внаем или продаются под дачное строительство.
В начале ХХ в. на берегу Финского залива впервые было построено промышленное предприятие. Строительство завода заложило фундамент новой эпохи в жизни Петергофского шоссе, однако до Второй мировой войны местность оставалась дачной.
В сентябре 1941 года Петергофское шоссе стало одним из последних рубежей обороны Ленинграда.
Самое важное событие начала войны - героический прорыв 124-й танковой бригады в конце октября 1941 года - попытка поддержать Петергофские десанты.
В 1944 г. с Петергофского шоссе началось наступление одной из советских частей, участвовавших в операции по окончательному снятию блокады Ленинграда.
В конце 1950-х гг. город должен был расширяться концентрически вокруг исторического центра, за пределами промышленно¬го кольца. Одним из первых строившихся по новому плану районов стал Красносельский. Соединить новые районы должна была Центральная дуговая магистраль, участок которой впоследствии получил название Ленинский проспект.
Дата изменения: 10.04.2024 17:20